На речных перекатах На речных перекатах

О проекте

Литература

Полезные ссылки 

Гостевая книга

Пишите нам

Форум

 
 
  На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ сайта
 
 
 
 
 

Навигация по сайту
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
СТРАНИЧКА РЫБАКА
Отдых на Волге и Дону
Край наш Липецкий
ЛОДКИ - характеристики
И снова в ПОХОД !
Начинающему туристу
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ
АВТОТУРИЗМ
Школа выживания
Берегите природу !
Водные ресурсы России
Экология, правовые аспекты
Готовим на природе
на скорую руку
За рыбацким столом
Походныe рецепты
Охотничьи рецепты
ПИКНИК
Растительные продукты
Пряности, приправы
Копчение продуктов
в домашних и походных
условиях
Типы коптильни
Копчение рыбы
Копчение мяса
Дела лесные
Страничка грибника
Sex on a nature
Медицина
Медицинская помощь
Лесная аптека
Изба - читальня
Рыбацкие БАЙКИ
Анекдоты
 
Берегите природу !
СТАТИСТИКА на LiveInternet

 

 

- Надувные лодки - байдарки - (стр 2)


Надувные лодки
Автор - Максим Сысоев (Санкт-Петербург)


Некоторые читатели, знакомые с моим предыдущим обзором по надувным лодкам в журнале "Спорт бизнес Маркет" будут, возможно, удивлены изменениям в тексте.
Но с момента написания того, первого обзора, прошло почти два года. Появилась новая информация, новые лодки, да и отношение мое к подобным статьям стало более серьезным.
Хотя, в основном, точка моего зрения на те или иные суда не изменилась.
Я, правда, постарался стать более объективным, но это не всегда удается.
ИМХО и не надо. Критикам сразу скажу - это моя личная точка зрения на надувные лодки туристского класса. Впрочем, с благодарностью включу в данный обзор грамотные
статьи по тем или иным моделям.
Все ТТХ взяты с сайтов производителей, фотографии, как правило, тоже.
Максим Сысоев АКА Капитан Туч


Немного истории
История использования надувных элементов для преодоления различных водных
преград уходит своими корнями в глубокую древность.
Еще во времена египетских фараонов строились довольно значительных размеров
плоты, поддерживаемые на плаву бурдюками из кожи животных.
Но с появлением более технологичных деревянных судов идея использования
надувных элементов была успешно забыта.
И не удивительно - не было подходящих материалов.
Надувные лодки, как класс судов, смогли появиться только после открытия
в 1839 году Чарльзом Гудниром способа вулканизации каучука.
В том же 1839-м в Англии разработана конструкция десятиместной надувной лодки.
Предназначено данное судно было, как и многие другие изобретения, для нужд
армии. Чуть позже в головы изобретателей пришла логичная мысль об использовании
надувной лодки в качестве спасательного средства, а еще через несколько лет
знаменитая фирма "Макинтош" изготовила первое экспедиционное надувное судно
для арктической экспедиции Джона Франклина.
Кстати, это была первая двухслойная конструкция, поскольку для надежности лодку
обтянули брезентом.
Появились надувные плоты, стали производиться баллоны, был создан и испытан в
трансатлантическом переходе прототип надувного парусного тримарана.
Конструкторская мысль не стояла на месте, и вот, на Всемирной выставке 1862
года экспонируется весьма компактная для того времени трехместная лодка-ранец.
Были разработаны и более экзотические конструкции.
До середины 20-го века надувные лодки использовались, в основном, в военных и
спасательных целях.
Вполне узнаваемый "прадедушка" большинства десантных надувных лодок
(О-образный бортовой баллон, надувная поперечная перегородка, сборный
деревянный пайол) был запатентован в Германии еще в 1900 году.
Модель стала базовой и, с небольшими изменениями, выпускается по сей день.
В 20-х годах прошлого столетия спасательными надувные лодки все чаще включают
в авиационные аварийные комплекты.
Корпуса надувных лодок все больше приобретают знакомые всем очертания.
Но до начала 50-х "несерьезные" надувные суда не вызывают активного интереса у
рядового потребителя, несмотря на появление более прочных и легких
синтетических материалов.
Только после выдающегося путешествия французского врача Алена Бомбара,
пересекшего за 65 дней Атлантический океан на типовой надувной лодке фирмы
"Зодиак", брешь в общественном мнении была пробита.
С тех пор область применения надувных судов все время расширяется.
Обратили внимание на этот тип плавсредств и водные туристы.
И стали активно приспосабливать уже имеющиеся образцы для своих нужд.
Использование в походах рыбацких надувнушек, авиационных ЛАСов и морских ПСНов
говорит само за себя.
Многое было подвергнуто переделкам, многие суда конструировались самостоятельно.
Не могли пройти мимо столь обширного рынка и производители.

Общий обзор и классификация
Сейчас магазинами и, непосредственно, производителями предлагается весьма
большой ассортимент надувных лодок различного назначения, от пляжных до
спасательных. Задача данной публикации - помочь разобраться в мире надувных
судов для туризма.
Поскольку сплавляться по рекам и озерам, теоретически, можно на чем угодно,
лишь бы ваше тело не сильно погружалось в жидкость, попробуем классифицировать
надувные суда по видам, используемым материалам и областям применения.
Напомню, что речь идет ТОЛЬКО о надувных судах, а не о каркасно-надувных или
RIB, т.е. надувных лодках с жестким пластиковым днищем.
По видам все надувные суда делятся на гребные и моторные.
По вместимости, соответственно, - на одно-трехместные, суда средней вместимости
(4-6 мест) и многоместные.
По конструкции - на однослойные (монобаллонные) и двухслойные.
В зависимости от области применения надувные суда делятся на:
пляжно-развлекательные, рыбацкие, туристско-спортивные и суда специального
назначения, как то:
гоночные и спасательные.
В надувном судостроении (если можно так выразиться) используются два типа
материалов - различные ткани на основе ПВХ, армированные и нет, и прорезиненные
ткани на хлопчатобумажном или капроновом корде.
Ткани на основе ПВХ являются более "продвинутыми" по отношению к прорезиненным
и обладают рядом преимуществ.
Они легче, более прочны, менее критичны к длительному воздействию солнечных
лучей или сырости. Единственным преимуществом изделий из прорезиненной ткани
является их цена.
Правда, в настоящее время появился совершенно новый класс материалов на основе
синтетических каучуков. Одним из таких материалов является Хайполон,
применяемый в производстве надувных лодок специального назначения.
Но Хайполон не слишком технологичен, да и спектр возможных цветов достаточно
беден.
Часто аргументом в пользу изделий из прорезиненной ткани служит их лучшая
ремонтопригодность.
Как человек, давно и интенсивно пользующийся судами из ПВХ-тканей, а, ранее,
так же интенсивно использовавший плавсредства из прорезиненной ткани,
скажу - это неправда. Изделия из ПВХ прекрасно клеятся клеями типа "Уран",
стоимость которых не превышает стоимость резинового клея или клея 88Н.
А производители комплектуют свои изделия достаточным количеством заплаток.
Я думаю, объяснять, чем отличаются гребные лодки от моторных нет смысла, с
вместимостью тоже все понятно.
Немного стоит остановиться на основных конструкционных особенностях.
Монобаллонные (однослойные) суда характеризуются тем, что их внешняя
(и единственная) оболочка является газодержащей, т.е. выполняет как функцию
формообразующего внешнего каркаса, так и надувных элементов.
Двухслойные имеют отдельно наружный чехол (внешний формообразующий каркас)
с замковыми элементами (шнуровка, петли и пр.), куда вставляются надувные
баллоны более простой формы. Баллонов может быть два и более.
Дно у судов обоих типов может быть однослойным и надувным.
Последнее время довольно часто попадаются надувные фальшднища, вставляемые
внутрь на манер надувных матрасов.
В моторных судах, для увеличения жесткости, используют фанерные и пластиковые
пайолы (складные вставки по форме днища судна) или продвинутые "эйрдек" -
специальные надувные "доски", обладающие повышенной жесткостью.
По обводам днища лодки могут быть килеватыми и плоскодонными.
Бортовые баллоны бывают двух типов: замкнутые (вытянутый "бублик" или "чечевица", основная форма туристских и рыбацких судов) и разомкнутые (U-образные,
характерны для моторных судов и всяческой экзотики типа "шредер").
Современные монобаллоные суда снабжены более современными и качественными
механическими клапанами, позволяющими достигать в баллонах избыточного давления.
Что, в свою очередь, дает возможность достигнуть повышенной жесткости
конструкции корпуса.

Несколько слов об областях применения надувных судов.
Пляжные лодки (как правило - импортного производства) делаются из тонкой, не
армированной ПВХ пленки методом ТВЧ-сварки. Предназначение их ясно из названия.
Обычно это одно-, реже, двухместные лодки, оснащенные клапанами упрощенной конструкции.
Класс рыбацких надувных лодок весьма обширен, начиная от одноместных "резинок"
с лопатками вместо весел и заканчивая многоместными, довольно комфортабельными,
моторками.
Большинство отечественных лодок сделано из прорезиненной ткани, импортные, как
правило, из высококачественных ПВХ-тканей и Хайполона.
Лодки специального назначения, как правило, предназначены для профессионалов и
выполняют либо индивидуальные спасательные функции (авиационные ЛАС, ПСН),
либо предназначены для спасателей (например, отечественный "Орион-12" и более
поздние модели).
К таким судам относятся и надувные лодки для геологов (ЛГН), а так же,
появившиеся в последнее время, гоночные надувные лодки улучшенных обводов.

В данной статье я хочу подробно остановиться на туристско-спортивном классе
надувных лодок, в первую очередь -
российских производителей.
Не пытаясь объять необъятное, я остановлюсь на основных моделях
туристско-спортивных надувных лодок, наиболее популярных у российских
туристов-водников в настоящее время.
Стоит их перечислить: "Ласточка" (одно- и двухместная, ЯРТ); "Скаут/Егерь"
от "Рафтмастера", "Щука" фирмы "Сталкер" и "Ватерфлай" питерской фирмы
"Тайм Триал".
Наиболее давно выпускаемой лодкой является надувная байдарка "Ласточка",
производимая уже более двух десятков лет заводом "Ярославрезинотехника".
В этой статье, помимо официального описания производителя и собственных
скромных впечатлений, я воспользовался весьма подробным описанием достоинств
и недостатков "Ласточки", сделанным московскими водниками В. Завьяловым,
Д. Шварцем и А. Тонисом, материалами дискуссий на форумах в Интернете.

"Ласточка"
Для начала не премину познакомить читателя с несколько сокращенной версией
официальной заводской аннотации.
"Надувная байдарка "Ласточка" - лодка для любителей водных походов и
путешествий.

Байдарки обладают повышенной проходимостью, имеют минимальную осадку, высокую остойчивость, обладают хорошими эксплуатационными качествами.
Надувное дно дает дополнительный запас плавучести.
На байдарках можно сплавляться по рекам, путешествовать по прибрежным зонам озер и водохранилищ. Байдарка обладает исключительной всхожестью на волну.
При перевороте она практически непотопляема, держится на плаву даже при
повреждении одного из отсеков.
Легкое весло и облегченная ткань позволяют использовать лодку в комбинированных
пешеходно-водных походах.
Байдарки "Ласточка 1" и "Ласточка 2" в исп. 05 снабжены фартуком, который
защищает от забрызгивания и заливания водой при вхождении на волну, позволяя
использовать байдарку на реках с высокой категорией сложности.
Технология изготовления позволяет достигать высочайшего качества склейки и
прочности швов. Используемая прорезиненная ткань обладает высокой механической
прочностью, стойкостью к истиранию, светоозоностойкостью.
Всё это увеличивает средний срок службы лодки до 8-10 лет.
Все лодки имеют трёхкратный запас прочности…"
Теперь хочу прокомментировать написанное.
Предназначение байдарки сомнений не вызывает, вряд ли оную можно использовать
в качестве самоходной баржи или пассажирского лайнера.
Далее авторы аннотации, видимо, сравнивают "Ласточку" с каркасными байдарками
типа "Таймень". Отдадим ей должное - "проходимость" на мелких, каменистых
речках у нее, безусловно, выше, чем у каркасных соплеменниц.
Осадка, в силу плоскодонности, невелика, но зависит от степени загрузки лодки.
Если ориентироваться на штатную грузоподъемность одно- и двухместной "Ласточки"
(120 и 240 кг соответственно), то вряд ли осадка будет столь уж мала.
Хотя надувное дно и дает дополнительный запас плавучести.
Кстати, о ТТХ…
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес
Ласточка-11 120 кг 2,9 м 0,75 м 0,28 м 1 12-13 кг
Ласточка-21 240 кг 3,85 м 0,78 м 0,28 м 2 19 кг

На "Ласточке" хорошо сплавляться по рекам относительно невысокой категории
сложности (до "тройки") с не очень большим расходом воды (до 30-40 куб.м/сек).
Хотя мне известны случаи походов на "Ласточках" по более серьезным речкам и
даже прыжков с 10-метрового водопада.
Но это, скорее, заслуга владельцев, а не удачной конструкции.
Путешествовать на этой байдарке по открытой воде возможно, но, как и
большинство надувных лодок, она обладает повышенной парусностью.
Всхожесть на волну у "Ласточки" неплохая, как, впрочем, у любого надувного
судна, в силу конструкционных особенностей не способного "пробить" вал.
На невысоких валах "родео" на "Ласточке" доставит вам немало удовольствия.
На более мощной воде велик шанс, что лодку развернет бортом к волне и опрокинет.
В этом случае небесполезна будет ее непотопляемость.
"Даже при повреждении одного из отсеков".
На момент разработки байдарки ее эксклюзивным преимуществом была возможность
использовать ее в пеше-водных походах.
Но появление более прочных современных материалов, не подверженных гниению и
достаточно легких, свело вышеуказанное достоинство к минимуму.
В силу использования устаревших материалов и конструкционных особенностей,
добиться удовлетворительной продольной жесткости корпуса "Ласточки" сложно,
особенно гребцам нестандартных габаритов. Мне приходилось буквально распирать
байдарку ногами, чтобы она не складывалась пополам, что, помимо прочего,
затрудняло правильную посадку в лодке.
Единственным бесспорным преимуществом "Ласточки" на сегодняшний день является ее цена, которая в 2 - 2,5 раза ниже, чем у современных надувных лодок
туристского класса.
Использование "Ласточки" в настоящее время - вопрос личного пристрастия к
данному виду судов и состояния собственных финансов.
В нише "для простых путешествий, прилично и очень недорого" эта байдарка,
по-прежнему, вне конкуренции.
Напоследок хочу привести точку зрения известного конструктора каркасных
байдарок, автора знаменитой "жуковки" Игоря Жукова.
"Л11 занимает как бы промежуточное положение между каяками, имеющими жесткие
элементы конструкции, и надувными лодками.
У "Ласточки" много общего с каяками и, прежде всего, это одиночный статус
гребца. На малорасходных реках Л11 ведет себя как сверхкороткий каяк, проявляя
чудеса маневренности. На больших реках она скорее напоминает микро-рафт,
проходя валы и бочки поверху.
Основные преимущества перед каяками - малые размеры в транспортном состоянии,
быстрота сборки и устойчивость к ударам о камни (последние два - конечно же,
по сравнению с разборными каяками).
Основные недостатки по сравнению с каяками и каноэ - отсутствие жесткости,
малая скорость, весьма скромные пробивные свойства; кроме того, Л11 трудно
оборудовать нормальными упорами.
Все эти факторы обуславливают "экологическую нишу" Ласточки:
пеше-водно-автостопные походы по не очень сложным и малорасходным рекам".
Хотя с момента появления этой цитаты прошло довольно много времени, и появились
новые, более современные лодки, в целом эти слова справедливы и сейчас…

От автора
Признаюсь честно - я надувную байдарку "Щука" не люблю заочно.
Еще лет пять тому назад я видел рекламный ролик этой посудины в Москве.
И тогда у меня появилось впечатление, что эта лодка не имеет будущего.
Время показало, что я ошибся.
Сказался определенный снобизм по отношению к сплавным судам.
Просто я мыслю немного иными категориями в вопросах бурноводинга.
Вступив в Инете в дискуссии о преимуществах и недостатках разнообразных
надувных туристских лодок, я был вынужден, в целях определенной
аргументированности своей точки зрения, изучить материалы по этой байдарке и
отзывы "щуковладельцев".
Я не изменил личного негативного отношения к "Щуке", но понял, что у нее есть
определенная ниша. Для получения объективной информации о столь специфическом
судне, на мой взгляд, требуется мнение независимого эксперта, не имеющего
заведомо предвзятого положительного или отрицательного мнения.
К сожалению, в основном, попадаются положительные отзывы от владельцев и
отрицательные - от опытных водников со спортивным уклоном.

"Щука"
Изготавливается сия байдарка в Москве, в ООО "Сталкер".
В то время, когда она начинала производиться, в нише надувных туристских лодок безраздельно властвовал "Егерь" производства фирмы
"Рафтмастер" (о нем - далее).
Но один сектор оставался свободным.
Не было альтернативы простой, недорогой и относительно легкой резиновой "Ласточке".
Внешне "Щука" ничего общего с "Ласточкой" не имеет, она похожа скорее на
"Катран", первую и последнюю попытку госсектора выпустить серийно спортивную
байдарку. Те же "батонообразные" обводы, плоское дно…
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес*
Щука-1 200 кг 3,2 м 0,85 м 0,26 м 1 7,5 кг
Щука-2 300 кг 4,2 м 0,85 м 0,26 м 2 10 кг
Щука-3 400 кг 5,2 м 0,85 м 0,26 м 3 12,5 кг
Щука-4 500 кг 6,2 м 0,85 м 0,26 м 4 15 кг

* с баллонами из "кэррингтона"
Но "Ласточка" была и остается завершенным изделием, в то время, как "Щука" и
по сей день представляет собой некий полуфабрикат, конструктор из серии
"Сделай сам". Наиболее рукастые "щукоходы", проявив немало смекалки и приложив
достаточно усилий, сумели добиться определенной "универсальности" данного судна.
Остальные мирятся с изрядной недоделанностью приобретенных изделий. Чтобы меня
не обвинили в голословности, я ниже приведу выдержки из Паспорта на эту лодку.
Не комментируя…
Между тем - "Щуки" продаются, и довольно успешно. Я не склонен считать всех
приобретших эту байдарку людей умственно неполноценными или полными чайниками.
Просто по определенным показателям "Щуке", и по сей день нет равных.

Какие же преимущества есть у "Щуки"?
В отличие от своих ретро-аналогов, "Щука" сделана из современных материалов
(ткани с ПВХ и ПУ покрытием). Следовательно, не боится сырости и не очень
прихотлива в хранении.
Безусловным преимуществом является малый вес, что позволяет использовать
байдарку в комбинированных пеше-водных походах.
Но это - если сравнивать с "Тайменем" или другими каркасными байдарками.
Среди надувных судов есть варианты, близкие по весовым характеристикам.
Относительная простота сборки.
Хотя, на мой взгляд, каркасная байдарка собирается ненамного дольше
(взгляд этот сформировался по прочтении инструкций и отзывов).
Монобаллонные же лодки вообще не требуют сборки.
Решающим преимуществом "Щуки" является цена!
Но это, скорее, позиция производителя, чем преимущество байдарки.
Да и сохраняет изготовитель низкую цену, как можно понять из его собственных
слов, в ущерб качеству изготовления.
Но соотношение "цена/качество", на сегодняшний день - вне конкуренции.
Достаточно высокая собственная скорость.
Маневренность. С учетом плоскодонности и легкости судна - да.
Вот только своеобразная она, эта маневренность. При резком развороте лодка
может запросто сложиться пополам.

Спорные преимущества:
Малая жесткость конструкции, что, по словам производителя, позволяет без потерь
преодолевать мелкие, каменистые участки реки. Спорить сложно, лодка столь узкой
специализации имеет право на существование.
Но наши соотечественники, в силу финансовых и иных причин, не склонны
приобретать разные лодки для разных походов. Посему, лодка вызывает много
нареканий. Впрочем, это "болезнь" большинства специализированных судов.
С другой стороны, восторга от изгибания корпуса лодки во всех проекциях при
сплаве, я, лично, не испытываю.
Вся история разработок сплавных судов свидетельствует о стремлении к увеличению
жесткости лодок. Кстати, нормальное надувное судно монобаллонной конструкции
(например - рафт), при достаточной жесткости корпуса, совершенно так же не
боится камней и бревен.

Какие же недостатки у "Щуки"?
Основной недостаток - низкое качество материалов и изготовления.
Несмотря на некоторое сдвиги к лучшему, вопрос качества материалов упирается в
стоимость этих самых материалов, и, как следствие, в стоимость изделия.
Как я уже говорил, это - принципиальная позиция изготовителя.
Что же касается продуманности техпроцесса и конструктивных особенностей - увы…

Спорные недостатки.
Высокая парусность. Парусность "Щуки" несколько ниже аналогичных параметров у
других надувных судов и связана, опять же, в большей степени, с плоским днищем
(сильный боковой дрейф). Ну и неоптимальная загрузка сказывается.
Малая вместимость. Безусловно, если в нормальный поход экипажу из двух человек
нужно брать трехместное судно - это плохо.
Но, почему-то, большинство "полиэтиленовых" каякеров находят способ обойти
ограниченный объем каяка, а если и упоминают сей факт, то именно как факт, а
не как недостаток.
Надо снаряжение подбирать под судно, или судно - под снаряжение.
По отдельности эти вопросы не решаются. Не хочешь иметь проблем с вещами -
покупай рафт.
А вот слишком близкое расположение посадочных мест на корпусе - это
конструкционный просчет.
Резюме: "Щука" - узкоспециализированная надувная байдарка, наиболее пригодная
для пеше-водных походов по малорасходным речкам.
Оправдано ее использование и для походов выходного дня.
И, в заключение, та самая выдержка из паспорта изделия. Как говорится - без
комментариев…
"…Плохо держатся межбаллонные распорки у Щуки - проверить, что вставляющиеся
в них ремешки-"пробки" согнуты по инструкции (см. ниже).
Сделать их жестче, нашив дополнительный слой стропы или примотав палочку вдоль.
"Винт" (неопасная винтовая закрученность корпуса Щуки) - устраняется в
мастерской."Параллелограмм" (неопасный дефект Щуки: нос повернулся направо,
корма - налево).
Для носовых и кормовых распорок предусмотрены по 2 места крепления:
одно смещено вперед на 5 см. Используйте для правых концов распорок передние
точки крепления, а для левых - задние.
При противоположном параллелограмме - наоборот…

СБОРКА ЩУКИ
- Вывернуть корпус Щуки на лицевую сторону, если он изначально был на изнанке
- Положить один баллон трубкой поддува ВВЕРХ у одного из концов судна.
- Продеть руку через один из чехлов баллонов Щуки (это тканевые трубы, пришитые
внутри корпуса Щуки вдоль бортов). В корпусе на носу и корме есть люки,
обеспечивающие доступ в корпус и к чехлам баллонов Щуки.
Схватить конец баллона, протащить его сквозь корпус (чехол).
- Растянуть чехол и корпус вдоль баллона. При этом кто-то (что-то) должен
держать протащенный конец баллона, чтобы он не уполз внутрь.
Повторить эту процедуру со вторым баллоном.
- Расправить каждый баллон и корпус (чехол баллона): натянуть корпус (чехлы)
вдоль, растянуть каждый баллон за 4 угла, потрясти его вправо-влево, еще раз
натянуть чехол (корпус) вдоль.
- Вывести трубки наружу через отверстия в поперечных вытачках чехлов.
Не надо выводить трубки на полную длину - они должны выходить на половину длины
(иначе при случайном смещении баллона трубки могут перегнуться назад)!
- Для Щуки сделать промежуточную накачку: накачать баллоны, чтобы они
расправились, до давления, не большего, чем то, которое можно достичь при
надувании ртом - 0,1 атм. Проверить, не закручены ли они.
Сдуть баллоны на 1/3. Последний раз натянуть чехлы баллонов вдоль.
- Загнуть концы баллонов на 10 см, чтобы снять нагрузку с торцевого шва
(лучше - обмотать концы веревкой). Засунуть их в корпус.
Баллоны с каждого конца длиннее корпуса Щуки на 20 см.
- Вставить трубки-распорки. Для их установки следует согнуть (вдоль) утолщенные
концы ремней, пришитых к чехлам баллонов (верхние - сгибом вниз, нижние -
сгибом вверх), и вставить их в концы трубок-распорок.
Распорки ставятся крест-накрест. Короткие - в нос и корму, длинные - посередине.
Для кормовых и носовых трубок предусмотрены запасные места крепления для
устранения возможного дефекта "параллелограмм".
- Надуть судно. Рабочее давление для Щуки 0,1-0,2 атм., (0,1 атм. - макс.
давление при надувании ртом, 0,2 атм. - макс. давление, которое дает лодочная
помпа-полусфера со вставным донышком).
При правильном расположении баллонов крупные морщины по бортам исчезают, но
другие остаются. С первого раза это удается редко.
После похода форма немного улучшится."

От автора
С продукцией "Рафтмастера" (ныне "Лодки и катамараны") я знаком не понаслышке.
Более того, семь лет подряд был владельцем рафта от этого производителя.
Правда, с выпускаемыми "Рафтмастером" лодками дела не имел, хотя, однажды
собрался было купить надувное каноэ "Егерь". Не удалось…

"Егерь", "Скаут" и другие…
В конце 80-х московская фирма "Магрип" (будущий "Рафтмастер"), стала одним из ведущих производителей рафтов и надувных каноэ.
Если не по объемам производства, то уж по оригинальности конструкторских решений - точно! Взяв за основу наработки американской фирмы "AIRE",
"Рафтмастер" запустил в серию несколько видов судов двухслойной конструкции. Уже позже руководство этой фирмы призналось, что дело было не в забугорном опыте, а в наличии отработанной и технологически более простой схемы
"катамараностроения".

Что такое - "двухслойная" конструкция корпуса надувного судна?
Это силовая, формообразующая оболочка из плотной ткани, в которой делаются
карманы (тоннели) для надувных емкостей.
Емкости имеют достаточно условную форму и представляют собой "сосиски",
большей, чем тоннели, длины.
При нагнетании воздуха баллоны "распирают" оболочку, придавая ей определенную
жесткость. Форма кроя оболочки определяет обводы всего судна.
Такая конструкция изначально применялась (и применяется по сей день) в
производстве баллонов для сплавных катамаранов.
Она имела определенные преимущества в отсутствие качественных тканей, так как
обеспечивала большую "живучесть" корпуса. И, безусловно, облегчала жизнь
производителям. Поскольку внешнюю оболочку можно было сшить и проклеить швы
ПВХ-лентой. Что несколько проще точной склейки или ТВЧ-сварки.
Итак, "Рафтмастер" развернул производство надувных лодок, которые именовались
сначала каноэ, затем - байдарками.
Сейчас найдено нейтральное определение - лодки.
Первая лодка, "Егерь", была, бесспорно, событием. Появилась сравнительно легкая, довольно вместительная, достаточно прочная (в отличие от резиновых прототипов), одно-двухместная, посудина, позволявшая грести как байдарочными, так и канойными веслами.
На ее основе была даже сделана спортивная модификация, отличавшаяся наличием
системы самоосушения дна (самоотлива), под нетривиальным названием "Хот дог".
Лодка была достаточно популярна в своем классе, позволяла сплавляться по
порожистым рекам до 4 к.с., без риска поломки.
Время шло, "Рафтмастер", используя наработанный опыт, произвел на свет новую
лодку - "Скаут".
Будучи родным братом "Егеря", "Скаут" отличался заостренными носом и кормой.
Других принципиальных нововведений не наблюдалось. Впрочем, как и у большинства
подобных судов, отличить нос от кормы у "Скаута" сложно.
Еще через некоторое время была выпущена семейная лодка - "Танго", отличавшаяся от "Скаута" большими размерами.
Да, собственно, и "Скаут" имеет, так сказать, "размерный ряд" длины корпуса от 3,6 м до 4,7 м, при постоянной ширине.
В погоне за "дешевым" сегментом рынка, "Рафтмастер", уже будучи ООО "Лодки и катамараны" (сохранив наименование "Рафтмастер" в качестве торговой марки), разработал и запустил в производство лодки "Рафтмастер-1" и "Рафтмастер-2", более легкие, без надувного дна (используется система пенно-надувных сланей), имеющих коленные упоры.
Остановимся подробнее на достоинствах и недостатках "Скаутов", как наиболее
типовой модели надувных лодок "Рафтмастера".
Основные характеристики приведены ниже.
 
Модель Длина Диаметр баллонов Ширина Грузоподъемность Объем Вес
СКАУТ-3.6 3.6 м 0.3 м 1.0 м 200 кг 0.6 куб.м 18 кг
СКАУТ-4.2 4.2 м 0.3 м 1.05 м 300 кг 0.8 куб.м 20 кг
СКАУТ-4.5 4.5 м 0.32 м 1.05 м 350 кг 0.9 куб.м 22 кг
СКАУТ-4.7 4.7 м 0.32 м 1.1 м 400 кг 1.0 куб.м 24 кг

Соотношение длины и ширины корпуса - вполне достаточное для удержания лодки на
курсе, даже у модели "3,6". Диаметр баллонов обеспечивает брызгозащищенность
гребцов на ровной воде и при небольшой волне.
Грузоподъемность изрядная, позволяющая средних размеров гребцу (гребцам) взять
с собой достаточно вещей даже для длительной автономки.
Парусность - соответствует высоте бортов. Вес. Вот вес подкачал.
Здесь проявляется один из минусов двухслойной конструкции, ибо облегчать лодку
можно только в ущерб качеству, т.е. прочности оболочки или баллонов.
Впрочем, можно использовать качественные, но дорогие ПВХ-ткани типа
"кэррингтон", продажная цена "Скаутов" (более 500 у.е.) позволяет это сделать.
Но "Рафтмастер", похоже, является приверженцем традиционных отечественных
материалов и добрых старых технологий, проверенных десятилетиями.
Сборка судов двухслойных конструкций, по определению, не проста.
Производитель рекомендует вставлять баллоны в оболочку в домашних условиях,
что, по моему собственному опыту, не избавляет от необходимости "настраивать
баллоны" на месте.
Последовательность сборки до боли напоминает аналогичный процесс для байдарки
"Щука" (см. выше), поэтому я не буду заострять на этом внимание.
Несмотря на бодрые заявления производителей, сборка судна "с нуля" иногда
занимает больше времени, чем сборка "Тайменя" опытным водником.
Кроме того, система карманов для заправки баллонов "внакладку", т.е. когда
встречные края карманов перекрываются, при нормальной эксплуатации обеспечивает
регулярное попадание песка и грязи внутрь днищевых тоннелей.
Помимо эстетического неудобства, это приводит к истиранию баллонов в процессе
использования лодки.
Разборка и упаковка лодки проще, но, в соответствии с инструкцией, подразумевает "просушку в течение 3-х дней" и "удаление остатков влаги с помощью фена".
После чего, по собственному опыту, неплохо бы еще эти внутренности
пропылесосить!
Ремонт. Ремонт внешней оболочки не более сложен, чем на "Таймене", а вот ремонт
внутренних баллонов подразумевает их изъятие, просушку, и как следствие, сборку
лодки "по новой".
Правда, использование различных материалов подразумевает наличие в ремонтной
аптечке двух разных видов клея.
Очень мне понравилось в Инструкции предложение, на случай попадания воды внутрь
баллона, "разрезать или… расклеить баллон по шву, вывернуть, просушить и
склеить снова". Комментировать не буду!
Качество материалов и фурнитуры. Оставляет желать лучшего, и это, на мой взгляд,
основная проблема "Рафтмастера".
Патриотизм здесь, по-моему, не уместен.
И если Александровская "тэза" по всем параметрам существенно уступает самым
дешевым зарубежным аналогам, то ярославскую прорезиненную ткань, на сегодняшний
день, используют только "самодельщики".
Использование же примитивных клапанов "фланец с трубкой" обусловлено
особенностями конструкции и не позволяет в полной мере использовать
преимущества избыточного давления в баллонах. Что приводит к недостаточной
жесткости корпуса. Качество изготовления. Говорят, стало лучше…
Дополнительные конструктивные особенности, отсутствующие в базовой модели.
Фартук - предлагается производителем при условии установки на корпус отдельных
деталей, громко именуемых системой "Expedition".
Впрочем, его необходимость подвергается сомнению.
"Усовершенствованная" система самоосушения дна (Xtreme) - сливное отверстие
непонятного назначения, поскольку, в силу "оригинальной конструкции", абсолютно
не обеспечивает должную скорость слива воды из кокпита.
Резюме: Неплохая идея (для своего времени), не получившая должного осуществления.
Лодка хороша как экспедиционная, семейная (вариант "Танго", 4,5 х 1,6 м), для
порожистых рек достаточно высокой категории сложности.
Для почитателей двухслойных конструкций, пожалуй, единственный возможный,
отечественный вариант (не считая малоизвестных лодок фирмы "RIG" из Уфы).
Правда, ценник временами зашкаливает…

От автора:
Ваш покорный слуга недавно, но весьма успешно пользует эту лодку.
Честно говоря, пока для себя альтернатив не вижу. Впрочем - дело вкуса и
убеждений.


"Ватерфлай" от "Тайм Триала"
"Ватерфлай" - это монобаллонная, самоотливная надувная байдарка с открытым
кокпитом. Производится Санкт-Петербургской производственной компанией
"Тайм Триал".
"Ватерфлай" выпускается из импортной лодочной ПВХ ткани плотностью 680 г/кв.м, 900 г/кв.м и 1100 г/кв.м в туристской и коммерческой модификациях.
Днище этой лодки сконструировано так, что даже при приличном перегрузе (до 20%) воды внутри практически нет. Качественные импортные клапана позволяют достичь избыточного давления в баллонах, что придает ей жесткость, сравнимую с жесткостью пластикового судна. Неверующие могут ознакомиться с фотографиями на сайте производителя.
Внутри лодки - ременные регулируемые бедренные упоры, которые позволяют
управлять движением "Ватерфлая" по "каячному" принципу.
Гребец сидит на дне (или на пенке), упираясь спиной в регулируемую надувную
спинку. С 2005 года спинка снабжена системой ременных оттяжек, позволяющих
сидеть в лодке с большим комфортом.
Характеристики надувных байдарок "Ватерфлай"
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес*
Ватерфлай-1 130 3,25 м 0,96 м 0,26 м 1 10,5-13 кг
Ватерфлай-2 160 3,75 м 0,96 м 0,26 м 2 13-16 кг
Ватерфлай-3 220 4,75 м 0,96 м 0,26 м 3 17-20 кг

* зависит от модификации.
Впечатления по результатам походов по рекам Южная Шуя, Южный Буг, Вахерйоки, Сура Кольская и озеру Умбозеро.
Сборка-разборка.
Сборка производится одним человеком за 10-15 минут, с помощью ножного насоса "Браво". Больше НИЧЕГО делать не надо!
Никаких внутренних баллонов, дополнительных шпангоутов и пр.
Разбирается за 3-5 минут, при этом, если "Ватерфлай" помыть и протереть тряпкой
"Сахара" (продаются в хозтоварах за смешные деньги) - можно сразу упаковывать.
В 130-литровую упаковку (индпошив) влезают 2 "Ватерфлая", весла, гидры, водные
тапки, спасики, ремнабор и насос.
Загрузка. Два драйбега, 60 и 80 л, живут в "единичке" без проблем, спереди и
сзади. В варианте "1 в 2" спокойно влезали, соответственно, 60 и 120 л.
А куда больше? На речках до 3 к.с. включительно даже не требует наличия планок
крепления багажа. Достаточно страховочной стропы, продетой через кольца
лееродержателей.
Поведение на воде. Крейсерская скорость - около 5 км/ч. Можно выжать больше,
но поддерживать такой темп достаточно тяжело.
Лодка не любит мелкой ряби, скорость падает почти вдвое.
Против ветра идет неплохо, существенного дрейфа не наблюдается.
А вот боковой ветер "Ватерфлай" не любит, сказывается повышенная парусность и
отсутствие киля.
Не очень любит и попутный ветер, начинает сильно рыскать на курсе, хотя и
дрейфует в нужную сторону. При очень сильном попутном ветре иногда проще
поставить лодку лагом к ветру и не грести.
При боковом ветре, немного приспособившись, можно грести с одной стороны, как
на каноэ.
Лодка маневренна, хотя имеет некоторую инерцию, излишнюю при быстром маневре.
Впрочем, думаю это связано с моей комплекцией.
В большинстве случаев не требуется делать крена, но если уж делать, то глубокие.
"Ватерфлай" - лодка "кусачая", но это компенсируется самоотливом.
В определенный момент, освободившись от воды, она всплывает, выравнивая крен.
Совершенно не боится камней и шкуродеров.
При "мертвой" посадке на два "зуба" - даже не прогнулась, хотя я сидел по пояс
в воде. Но самоотлив работал великолепно.
При посадке на камень просто подставляешь струе борт - и уходишь на развороте.
"Ватерфлай" прощает очень многое! Прекрасно реагирует на каячную технику гребли
- поперечное смещение, подтяги к носу и корме и пр.
Естественно, при наличии нормального весла.
Весла. Требуются немного более длинные весла, чем для КНК или СН2.
Но не длиннее 215 см.
Ремонт.
Поставить не очень большую заплатку можно минут за 20, сложный ремонт занимает
от 40 минут до часа. Протрите поверхность сухой тряпкой, затем - спиртом
(не пожалейте 10 граммов, высохнет быстрее).
Промажьте склеиваемые поверхности клеем, подсушите, промажьте еще раз,
прикатайте. Еще полчаса на сушку - и можно грузиться (если есть необходимость).
Еще ни одна из оперативно поставленных заплаток не отстала, хотя дома я пытался
их оторвать. Правда, клеем я пользуюсь специальным, итальянским,
двухкомпонентным. Кстати, таким же образом клеятся любые суда из ПВХ тканей.

Резюме: Первая достаточно универсальная лодка, предназначенная как для покатушек и
коммерческого сплава, так и для среднесрочных походов по рекам до 4 к.с.
включительно. Позволяет ходить в автономе, соло, дуо или небольшими компаниями,
на однотипных судах. Не требует высокой техники гребли.
На порогах обеспечивает приемлемую безопасность сплава даже для "чайников".
"Ватерфлай" лишен многих недостатков, присущих надувным судам туристского
класса. Да, еще одно - без гидрокостюма на "Ватерфлае" можно ходить только
жарким летом. Ибо капает с весел…

От автора
Далее речь пойдет о лодках, не столь известных в водно-туристской среде, хотя
некоторые из них запущены в производство довольно давно.
Но то ли в силу слабой раскрученности и непрофильности для производителя, а
возможно из-за высокой цены или узкой специализации, означенные надувные суда
не получили достаточного распространения на рынке туристских плавсредств.
Начнем с изделий отечественных производителей.

"Нерпа"
Одно - и двухместная надувная байдарка "Нерпа" производится известной
петербургской фирмой "Тритон". Насколько я могу судить по конструкции,
"Тритон" постарался претворить в жизнь идею, давно витавшую в воздухе.
А именно - сделать новую "Ласточку", применив современные материалы.
Одноместная "Нерпа" - практически полный аналог "Ласточки". Только из ПВХ ткани. Двухместная имеет "обрезанный" нос и корму.
В отличие от модернизированной "Ласточки 2М", "Нерпа" укомплектована съемным фартуком, который крепится к баллонам с помощью "Велкро" (в просторечье - "липучки").
В лодке имеется сиденье и коленные упоры ленточного типа, что позволяет
управлять лодкой не только с помощью весел. Немного цифири…
Характеристики надувной байдарки "Нерпа":
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес
Нерпа-1 130 кг 3 м 0,74 м 0,25 м 1 чел 11 кг
Нерпа-2 300 кг 4 м 1 м 0,25 м 2 чел 15 кг

Прокомментирую характеристики: Грузоподъемность вполне достаточная для
среднесрочных водных походов (10-12 дней).
Соотношение длины и ширины позволяет говорить об удовлетворительной
устойчивости на курсе, а плоское дно - о приличной маневренности.
Диаметр баллонов, при наличии фартука, не очень критичен.
Вес - выше всяких похвал, конкуренцию может составить только "Щука" и
модели "Ватерфлаев" из облегченной ткани.
Использование современных материалов позволяет добиться достаточной жесткости
корпуса, а монобаллонная конструкция существенно облегчает сборку-разборку.
Правда, фартук на "Велкро" имеет обыкновение срываться в самый неподходящий
момент, но… пока нареканий нет. Гребут на "Нерпе" байдарочными веслами.
Для длительных походов "Нерпе-1" явно не хватает внутреннего объема, но надо отдать должное "Тритону" - лодка позиционируется как судно для кратковременных походов выходного дня и "покатушек" на порогах.
В свою очередь, двухместная "Нерпа" достаточно вместительна для двух не очень крупных гребцов и двухнедельного запаса продуктов и снаряжения.
Впрочем, при наличии "группы поддержки" на катамаранах, везущих часть личных
вещей, возможно участие "Нерпы" и в долгосрочных походах.
К сожалению, я практически не нашел в Сети отзывов об этой байдарке.
По моим скудным впечатлениям, полученным во время участия "тритоновского"
экипажа на "Нерпе-2" в слаломном этапе ралли "Время Испытаний", лодка прекрасно
"крутится" на порогах, но обладает повышенной "кусачестью", что требует
некоторого навыка при развороте и выходе на струю.

"Байдара" и "Каяк" от "Мнев и К"
Конструкция этих лодок была разработана несколько лет назад известным
спортсменом-водником, чемпионом мира по рафтингу Дмитрием Карбутовым,
работавшим в то время конструктором в фирме "Мнев и К" (Санкт-Петербург).
"Байдара" позиционировалась, как универсальная лодка для туристов и рыбаков.
"Каяк" изначально не был предназначен для походов, скорее - для рыбалки и катания по порогам.
Посему, в дальнейшем, исходя из направленности данного обзора, я поведу речь только о "Байдаре".
На мой взгляд, в ее последнем исполнении, с деревянными банками, она больше подходит рыбакам и туристам, предпочитающим спокойные реки и водоемы.
Хотя, по отзывам владельцев, "Байдара" очень неплохо ведет себя на порогах.
Впрочем, в умелых руках…
К тому же, на лодке может быть установлен съемный транец под небольшой
подвесной мотор, что несколько расширяет область ее применения.
И опять не миновать читателю технических характеристик.
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес
Байдара 300 кг 4 м 1,05 м 0,3 м 2 чел 13 кг

Дно у "Байдары" надувное, 4-х секционное, банки деревянные, возможно
использовать лодку без банок, сидя на дне, на вещах.
Сзади и спереди кокпит частично закрыт тканью, что предотвращает заливание
лодки водой на ходу.
Фартука лодка не имеет, но некоторые умельцы изготавливают его самостоятельно.
Рассмотрим технические характеристики.
Соотношение длины и ширины позволяет уверенно держать лодку на курсе.
Обитаемость "Байдары" достаточная для обеспечения определенного комфорта даже
в длительной автономке. Шесть независимых отсеков (2 бортовых и 4 днищевых)
обеспечивают надежность и безопасность судна.
Довольно большая ширина корпуса и солидный диаметр баллонов, вкупе с плоским
днищем, позволяют гребцам не бояться оверкиля даже при высокой волне.
Вес лодки, в расчете на двоих гребцов, позволяет использовать "Байдару"
в комбинированных пеше-водных походах.

Правда, с увеличением диаметра баллонов увеличивается парусность судна.
Но, как я уже упоминал, это - свойство всех надувных лодок.
Грести на "Байдаре" можно как байдарочными, так и канойными веслами.
Резюме. Конструкторам "Байдары" действительно удалось сделать достаточно
универсальную лодку, позволяющую выезжать на рыбалку и на охоту, путешествовать
по гладкой воде (с подвесным мотором) и несложным порожистым рекам.
А монобаллоный корпус из ПВХ-ткани и использование клапанов современной
конструкции позволяют свести к минимуму затраты времени на сборку-разборку и
усилий - на хранение и обслуживание "Байдары".

Байдарка и каноэ от Игоря Разина
Еще несколько вариантов лодок двухслойной конструкции, производимых фирмой RIG
из Уфы. Лично я их видел только на картинке, на сайте производителя.
Информация в Инете весьма скудна, отзывов от пользователей данным девайсом -
пальцев одной руки хватит пересчитать…
Поэтому приведу, прежде всего, технические характеристики.
Вот базовые данные на одно- и двухместную байдарку и на трехместное каноэ.
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес*
БТ-1М нет данных 3 м 0,8 м 0,28 м 1 6-7 кг
БТ-2М нет данных 3,7 м 0,85 м 0,3 м 2 9-10 кг
КТ-3М нет данных 3,8 м 1 м 0,32 м 3 11-12 кг

* по данным производителя
Не углубляясь, пока, в анализ ходовых качеств, на основе вышеозначенных данных,
приведу цитату из описания производителя.
"Байдарки и каноэ" предназначены для походов, отдыха и рыбалки.
Большой объем баллонов, относительно небольшой вес, удобство в транспортировке и быстрота сборки, надежность - соответствует всем требованиям, предъявляемых к судам данного класса".
Не желая как-либо опорочить производителя и его детище, должен, прежде всего, усомниться в правдивости информации о весе изделия.
Двухслойная конструкция с такими габаритами не может весить так мало, особенно при наличии (в каноэ), деревянных банок.
Далее - надувной каяк БТ-1М, в соответствии со своими параметрами, может
представлять интерес только для походов выходного дня, потому, как размещение в
таком внутреннем объеме достаточного количества снаряжения малореально.
По своим параметрам БТ-1М ближе всего к "Нерпе-1".
Из информации производителя не совсем ясно, имеет ли лодка "самоотлив", но на
фотографиях видно, что фартука у нее нет.
У двойки размер тоже "подростковый", расстояние между внутренними стенками
бортовых баллонов - 25 см. Некоторый интерес для туристов может представлять
только каноэ, правда, тоже не совсем ясно, куда девать трех человек.
Каноэ КТ-3М чем-то напоминает мнёвскую "Байдару".
Тот же частично закрытый кокпит, деревянные банки, надувное дно.
Но обитаемость несколько хуже, для походов реален только вариант использования
лодки двумя гребцами.
Правда, цены на эти лодки значительно ниже, чем у Мнёва или в "Рафтмастере".
На качество изготовления тоже имеются некоторые нарекания.
Ходовые же качества Разинских лодок, видимо, исходя из приведенных
характеристик, не хуже, чем у аналогичных моделей других производителей.

Надувной каяк Дмитрия Карбутова
Это лодку я впервые увидел все на том же ралли "Время Испытаний".
Выступал на ней сам Дима, ее конструктор и изготовитель.
И не оставил никаких шансов остальным участникам, обогнав ближайшего соперника
почти на 2 часа. Безусловно, немалую роль в этой победе сыграла спортивная
подготовка (Карбутов - мастер спорта по гребному слалому), но не стоит
принижать и положительные качества лодки. Что же это за зверь такой,
"карбутовский" надувной каяк?
Ну, во-первых - это настоящий спортивный каяк, как говорится - "без дураков".
Каячные обводы, очко, юбка - все, как положено. Только надувной.
Из жестких элементов - полушпангоут, придающий форму дэке.
Конструктору удалось добиться равновесия между скоростными характеристиками
корпуса, управляемостью и маневренностью, что и было продемонстрировано на
следующий день, на технической слаломной дистанции.
К сожалению, у меня нет ни одной фотографии данного девайса.
Краткие технические характеристики у него следующие:
длина 3,3 м; ширина наибольшая - 0,7 м; высота наибольшая - 0,3 м;
грузоподъемность около 130 кг; вес в полной комплектации - 12-13 кг.

От автора
Далее хочу задержать внимание читателя на зарубежных образцах надувных байдарок и каяков. Естественно не на всех - на Западе их великое множество, самых
разнообразных по назначению и цене.
Желающие могут набрать в любой поисковой системе слова "inflatable kayaks" и
изучить вопрос более подробно. Правда, цены, в основном, запредельные.
Поэтому я остановился на бюджетном Sevylor-е.
Хотя это и не самый лучший западный производитель, но у него два неоспоримых
преимущества: цена лодок в 2,5 - 3 раза ниже цен на аналогичную продукцию у
ведущих фирм в этой области, и что главное - эти лодки реально купить в России.


Итак, знакомьтесь: Sevylor SVX 100/200/500
"Байдарка SVX100 из материала SEVYTEX. Модель SVX100 обладает всеми качествами,
которые только может пожелать спортсмен.
Она прочная и легкая. Прекрасно держит баланс в горном потоке, проста в управлении на спокойной воде.
Имеет дренажные отверстия, хорошо держится на
волне. В комплект входит одно сидение и сумка.
Внешний кожух сделан из многослойного материала, подобного материалу лодок ZODIAC.
Внутренний баллон изготовлен из прочного ПВХ".
Это не моя точка зрения, это цитата из рекламного проспекта.
А точка зрения потребителя (слегка отредактированная) приведена ниже.
"Этот SVX100 появился в продаже в прошлом году, как дешевая альтернатива
качественным надувным каякам, которые уже почти десять лет клепают AIRE,
ThrillSeeker и другие компании, ориентированные только на надувную посуду для
бурноводинга.
В отличие от "элитарных" надувных каяков (которые по-прежнему делаются, в
основном, руками), SVX100 производится с максимальным использованием поточного
производства. В результате:
- внутренние баллоны у него штампуются из толстой полиэтиленовой пленки
(около 0,8 мм). Соответственно, шов штамповки в них - самое слабое место
(особенно учитывая весьма посредственный контроль качества).
Правда, ремонтировать эти баллоны не очень сложно.
Другой недостаток этих баллонов - они очень тяжелые. Если сделать внутренние
баллоны из чего-нибудь, вроде чернухи, то можно отбить еще пару килограммов
веса.
- клапана (самые отстойные, какие в Америке можно найти) тоже впрессовываются
прямо в баллон. Эти клапана представляют из себя пластмассовую хреновину с
мембраной, которая просто вкручивается в присобаченный к баллону сокет.
Соответственно - резьба тоже пластмассовая, то есть, если песок попадет, то
"кирдык" весьма вероятен.
- "сидушка надувнушке, плотно расперевшись между пяточными упорами и спинкой
сидушки, да ещё с коленными" крепится на липучку, что тоже, на мой взгляд,
весьма плохо (ну привык я сидеть в стропах для фиксации при кренах и т.д.).
У SVX коленные стропы входят в комплект поставки.
Есть еще и пяточный упор - но его лучше сразу забросить в кусты, так как он
ничего в каяке не фиксирует - так, подставка для ног.
- Ну, и что в конструкции SVX сделано неплохо, так это внешняя оболочка.
Она сделана из прочной (весьма и весьма) тезообразной ткани и полностью
охватывает надувные баллоны (как боковые, так и донный).
Из опыта эксплуатации:
- несмотря на дырки для самослива воды, вода в лодке не собирается.
То есть, "пятая точка" находится выше уреза воды, так как донный баллон сделан
достаточно толстым.
- из вещей в SVX100 можно засунуть только пару герм (одну ~20 литров, другую -
ещё меньше). Крепить гермы на второй этаж не рекомендуется - у этого каяка и
так центр массы задран наверх - если его ещё поднять, то "обкиляешься".
А так - штука весьма резвая и верткая..."
Ну, это, так сказать, мнение kontra.
А вот мнение Георгия Сорокина из Москвы.
Правда, уже о SVX200. Полностью приводить его описание не буду, ограничусь
выдержками…
Самое первое впечатление было отрицательное.
Это когда я взвалил на себя рюкзак. Вес лодки без карабинов и только с одной сидушкой - 20 кг*…
…Второе впечатление - настороженное, когда лодка в надутом состоянии лежала на берегу Калги.
Узенькая, бортовые баллоны не шибко сильно возвышаются над надувным дном, в дне куча дырок.
Мужики - старые байдарочники, посмотрели на это непотребство и честно пообещали
вылавливать меня после порогов. Дальнейшие впечатления были, в основном,
положительными. Места в байдарке много, что позволяет грузиться достаточно
халявно. У меня было две не полностью забитые гермы, 60 и 80 л.
Одна привязана спереди, другая - сзади.
Скорость погрузки вне конкуренции. Порадовала скорость движения на гладкой воде.
Я уж боялся, что буду тормозить группу, однако по озеру шел практически
наравне с Тайменями и Свирью. При этом ветром практически не сдувает.
По волнам немного плюхает, но не так сильно, как тот же Ватерфлай-1.
В порогах (карельских) вертится хорошо. Нету проблем зайти даже в небольшое
улово за камушком посреди порога.
Маневренность падает (идти нормально, но по уловам уже не поскачешь), когда
наливается полная байда воды. Это бывает, когда скачешь по серии высоких валов,
и прекращается примерно через 2-3 сек после этого.
Подозрений на киль, очень слабеньких, было всего два, да и то, когда начинал
совсем уж борзеть. Из отрицательного - попа ВСЕГДА мокрая.
Самоотлив справляется, но в ложбинке в днище немного воды остается…
…Внешняя оболочка очень прочная. Поскольку шли без просмотра, периодически
получалось наскакивать на камни. На шкуре это практически не отразилось.
Внутренний баллон из толстого ПВХ**.
На взгляд - штука неубиваемая, но дюже тяжелая.
По делу можно заменить на каррингтон…
…Обводы порадовали. При ширине почти как у Ватерфлая, форма более эллипсоидная,
как у Скаута. И главное, что нос и корма не так сильно задраны вверх.
В поперечном сечении форма дна не плоская, как у остальных, а выпуклая вниз,
за счет удачно сделанных днищевых баллонов.
Всё это позволяет лодке и неплохо идти по ровной воде, и резво крутиться в
порогах. Пока ни у одной из представленных на российском рынке надувных лодок
не встречал таких удачных обводов. Сидушка поначалу не понравилась, съезжал
вперед. Но потом оказалось, что просто надо научиться правильно крепить ее к
лодке, и всё будет нормально.
Сзади сидушки крепится отдельно носимый пояс с большим карманом и двумя
боковыми кармашками под бутылки/банки…
…Так пока я и не понял, входят ли в комплект бедренные упоры…***
…Посему сделал сам из длинного куска 50 мм стропы и самосбросов, помятуя о
конструкции упоров в Ватерфлае. Пяточный упор есть.
Необходимость его мне пока не очевидна, но очень удобно.
Без бедренных упоров ходить по порогам не рекомендую, поскольку есть ощущение,
что вывалишься на первом же валу. Самоотлив сделан довольно грамотно.
Между бортами и днищем специальные распорочки, чтобы уходила вода…
…Фальшкили - штука неоднозначная. Сделаны они несколько нелепо.
Один оторвался через неделю похода, другой выжил.
Отрыв одного никак не сказался на ходовых качествах…****
…Лодка явно одноместная, если вы в ней хотите идти хоть с каким-то грузом.
Карельская "честная тройка" - не предел для этой лодки.
Собственно, там на борту и написано "CAT. III", соответственно, международных".
* В описании производителя - 20,8 кг (прим. автора).
** В соответствии с информацией на сайте производителя - из толстого полиэтилена (прим. автора).
*** Бедренные упоры в комплект входят (прим. автора).
**** Лодка оборудована мягкими резиновыми фальшкилями, приклеенными параллельно к днищевым баллонам (прим. автора).

Думаю - вряд ли смогу что-нибудь добавить к вышеизложенному.
Разве что только технические характеристики.
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес
SVX100 160 кг 3,1 м 0,8 м нет данных 1 14,4 кг
SVX200 260 кг 4,1 м 0,8 м нет данных 2 20,8 кг
SVX500* 320 кг ок.5 м 0,9 м нет данных 2 26 кг

* морской каяк
P.S. На мой взгляд, более интересными моделями являются туристские надувные
байдарки от того же производителя. Думается мне, российские дилеры вполне могли
бы обеспечить их поставки. Речь идет о моделях ST5100T и ST5200Y.
Эти модели имеют более привычный российскому воднику вид, снабжены фартуками
на "Велкро" и юбками. Спешу поделиться информацией о параметрах этих лодок.
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес
ST5100T 180 кг 3,63 м 0,93 м нет данных 1 14 кг
ST5200Y 260 кг 4,1 м 0,8 м нет данных 2 20,8 кг

Каяк от "Бешеных псов"
Опять приходится цитировать рекламный проспект.
Поскольку выложить 700-800 долларов за данную вещь не поднимается рука, особенно потому, что у производителя она почти в 2 раза дешевле.
Ну, душит меня большая, породистая жаба…
Даже теоретически.
Тем более, что фирма производит лодки исключительно для охоты и рыбалки, специализация такая.
Но не слишком щепетильные российские дилеры, в погоне за "толстым" сектором рынка, спокойно позиционируют эти лодки, как каяки для
бурноводинга.
Мои скептические комментарии относятся именно к этой сфере применения лодок
фирмы Mad Dog Gear.
"Надувные камуфлированные каяки MadDog (США) - идеальный инструмент для
охотников на водоплавающих...
Они будут также по достоинству оценены и рыболовами, и туристами-водниками, а
так же теми, кто сочетает и то, и другое…"

Комментарий.
Размеры этой лодки обеспечивают такой же комфорт, как, к примеру, резиновая
лодка "Стриж". Так что стоит говорить о средних размеров охотниках и рыболовах,
не сильно обремененных поклажей. Что и подтверждается приведенными ниже, крайне
скудными техническими характеристиками
 
Модель Грузоподъемность Длина Ширина Высота Вместимость Вес
одномест. нет данных 2,6 м 0,93 м нет данных 1 13 кг
двухмест. нет данных 3,5 м 1,08 м нет данных 2 16 кг

"Оригинальная конструкция надувных каяков MadDog приближает их по характеристикам к жестким пластиковым моделям: в частности, пластиковые килевые элементы, размещенные на днище, повышают курсовую устойчивость и управляемость судна, а грамотно спроектированные обводы обеспечивают превосходную гидродинамику, позволяющую использовать каяки даже для спортивного сплава по порожистым рекам."

Комментарий.
Этакая попытка RIB-образного компромисса. Слово "даже" (разрядка моя), сразу
отсекает все попытки использовать лодку, как туристское, походное судно.
Любители дорогих извратов, конечно, могут использовать сие изделие для
"покатушек" на порогах, но за эти деньги можно и полиэтиленовый каяк прикупить.
"В основе конструкции - 2 независимых формообразующих воздушных камеры,
изготовленных из прочного ПВХ толщиной 0,75 мм: главная формирует судно в целом,
а днищевая, кроме дополнительной плавучести и необходимой жесткости днища,
обеспечивает судну требуемую гидродинамику."
Ехидный комментарий. Ну, формообразующей является внешняя оболочка, а не
внутренние баллоны…

Резюме: Надувной каяк "Mad Dog" мало пригоден для нужд водных туристов.
Куда с большим успехом можно использовать разные Fishhunter-ы, отличающиеся,
по крайней мере, значительно лучшей обитаемостью.

Технические характеристики  байдарок от производителя на следующей странице...

 
 

Страницы раздела: главная  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

 
На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ сайта
 Понравилось? Поделитесь:
 


 
Берегите природу !
 

 

НОВОСТИ и ОБЪЯВЛЕНИЯ

 


 

О проекте

Литература

Полезные ссылки 

Гостевая книга

Пишите нам

Форум

Наша кнопка

Желаю всем удачи !

Проект: vitalij prokofev
 

О рыбалке и активном отдыхе на природе

Последнее обновление:

При использовании материалов с сайта активная ссылка на www.naperekate.narod.ru обязательна.
Сайт работает © 2007 года 
"На речных перекатах"

 
          раскрутка сайта, поисковая оптимизация       Яндекс.Метрика
Лучшие рыболовные сайты