Навигация по сайту |
|
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ |
|
|
|
|
И снова в ПОХОД ! |
|
|
|
|
Берегите
природу ! |
|
|
Готовим на природе на скорую руку |
|
|
|
|
|
|
Копчение продуктов в домашних и походных условиях |
|
|
|
Дела лесные |
|
|
Медицина |
|
|
Изба - читальня |
|
|
|
|
Берегите
природу ! |
|
СТАТИСТИКА на LiveInternet |
|
|
|
Водные походы по рекам
Волгоградской и Астраханской области
(стр 5) |
|
Медведица - Волжская (105 км).
Городок - устье Ивицы (34 км) - устье
Дрезны (42 км) - Верхняя Троица (29 км). |
Медведица, текущая в широкой песчаной долине, склоны которой покрыты
смешанными
и сосновыми лесами, пользуется вниманием московских и тверских
байдарочников.
Подъехать к ней можно автобусом Тверь- Рамешки от автовокзала,
находящегося
вблизи (300 м) тверского железнодорожного вокзала.
Плавание обычно начинают у с. Городок, где
шоссе пересекает реку.
В начале маршрута ширина Медведицы 10 - 12 м, берега преимущественно
открытые,
нередки песчаные мели и мелководные каменистые перекаты.
После впадения Кушалки лесов на берегах становится больше.
У Медведихи и Дрезны - плотины, в районе Быково берега высокие,
открытые.
Перед Верхней Троицей они понижаются, ширина реки увеличивается до
40 - 50 м,
течение медленное, в русле, водоросли.
Можно, обнеся плотину у В. Троицы, продолжить путешествие до Волги и
далее до
Калязина или Скнятина, стоящих на железнодорожной дороге, однако это
удлинит
путь вдвое.
В низовьях ширина реки превышает 100 м, течение почти незаметное;
доступная
для моторных лодок, на этом участке Медведица популярна у московских
и волжских
рыбаков.
Поэтому лучше завершить плавание у моста через Медведицу в В.
Троице;
с автобусной остановки на правом берегу близ моста можно вернуться
на тверской
автовокзал.
Во второй половине лета по Медведице лучше не плавать: река сильно
мелеет и
зарастает водорослями.
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов
для путешествий на байдарке". |
|
Река Медведица |
Медведица - левый приток Дона, берет начало на юго-восточных склонах
Приволжской возвышенности.
В низовье течет по Придонской низменности в широкой долине.
Река протекает в зоне степей, очень извилиста, изобилует мелями и
бродами,
в пойме много озер. Судоходна от устья до Михайловки.
Берега крутые, рассечены балками и оврагами, заселены мало.
Протяженность участков маршрута: Петровск -
Аткарск - 181 км,
Аткарск - Медведицкий - 240км, Медведицкий – Михайловка - 212 км,
Михайловка - устье Медведицы - 112км.
Путешествовать по Медведице можно с апреля по сентябрь.
Маршрут начинается в городе Петровске (подъезд со станции Петровск -
Саратовский,
линия Аткарск - Вольск), основанном по велению Петра 1 в 1698 г. как
крепость
на юго-восточной окраине Русского государства. Ныне промышленный
центр Саратовской области. Есть краеведческий музей, Петровск -
родина героя Великой Отечественной войны генерал-майора И. В.
Панфилова.
На первом участке реку окружают холмы Приволжской возвышенности.
Ширина реки не более 50 м, русло извилистое, изобилует мелями и
бродами.
Параллельно реке сначала по левому, а затем по правому берегу идет
железная дорога.
Лучшие места для привалов - на правом берегу.
Путешествие по первому участку Медведицы можно закончить в Аткарске.
Здесь же начинается плавание по второму отрезку реки.
Аткарск - промышленный центр Саратовской области.
Рекомендуется осмотреть здания, в которых помещались в 1918 г. 1-й
Совет рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов и штаб 1-го Аткарского
советского батальона
Красной гвардии.
Большой интерес представляет осмотр Государственного питомника роз,
рассылающего
цветы во многие города страны.
Подъезд к началу Маршрута - от станции Аткарск (линия Ртищево -
Саратов).
Медведицу в этой части маршрута окружают отроги Приволжской
возвышенности, правый берег крутой (местами до 100 м), русло,
шириной 50 - 60 м, извилистое, изобилует
камнями. По левому берегу на участке Аткарск - Лысые Горы идет
железная дорога.
От Жирновска на берегах многочисленные «качалки» на нефтяных
скважинах.
Лучшие места для привалов: между устьями Идолги и Белгазы, Баланды и
Карамыша
(по обоим берегам реки), ниже Жирновска (по левому берегу).
Второй отрезок заканчивается 6 поселке Медведицком.
Отъезд со станции Медведица (линия Балашов - Камышин) или Ильмень
(при условии
подъема вверх по реке Tepce).
На участке маршрута Медведицкий - Михайловка река покидает пределы
Приволжской
возвышенности и выходит на Придонскую низменность.
Самое высокое место на пути - Медведицкие яры (247 м) у Рудни
(станция Ильмень).
Ширина Медведицы здесь 60-90 м, в русле много мелей.
От Красного Яра по левому берегу, а ниже Даниловки по правому идет
шоссейная
дорога.
На этом отрезке реки на Медведице построены небольшие
гидроэлектростанции -
у Красного Яра и Михайловки.
От Прыдков до Березовской вдоль правого берега тянется песчаный
массив,
склоны которого закреплены посадками сосны.
Подъезд к началу маршрута - поселку Медведицкому - до станции
Медведица или
Ильмень (при условии спуска по Терсе), а отъезд из Михайловки, где
кончается
плавание, - со станции Себряково (линия Поворино - Волгоград).
От Михайловки до устья Медведица течет по Придонской низменности.
В русле встречаются выходы глин и меловых пород, образующих подобие
порогов.
Ширина реки увеличивается подчас до 100 - 130 м.
От Михайловки по правому берегу, а ниже устья Арчеды по левому идет
шоссейная
дорога. Лучшие места для привалов в начале отрезка на правом, а ниже
- на левом
берегу.
Недалеко от устья Медведицы, уже на Дону, - Серафимович (бывшая
станица
Усть - Медведицкая, основана в XVII в.), где маршрут заканчивается.
В городе литературно-мемориальный музей А. С. Серафимовича, жившего
в станице
в годы юности и по возвращении из ссылки. Сохранилось здание бывшей
мужской
гимназии, в которой учился писатель.
Отъезд из Серафимовича на речном судне в Волгоград.
Источник: А.И. Коробков, Ю.З. Михеев. "По рекам южной и
юго-восточной России". |
|
По реке Медведице
Протяженность - 420 км. Число ходовых дней - 20. Сезонность - июнь -
август.
Категория сложности - 1 |
Маршрут проходит по Саратовской и Волгоградской областям.
Медведица, левый приток Дона, протекает в зоне степей.
Длина реки 745 км, ширина в верхнем и среднем течении не более 50 м,
в низовье
60-90 м, местами 100-130 м. Русло, залегающее в толще песчаных
отложений,
извилисто; много мелей и бродов. Река судоходна oт устья до
Михайловки.
Заселенность по берегам невелика.
Начало маршрута в Аткарске - городе и станции железнодорожной линии
Москва - Астрахань. Правый берег крутой, местами возвышается до 100
м и более,
левый - низменный, покрыт обильной растительностью.
Наиболее характерный ландшафт - живописные, крутые берега, глубокие
балки и
овраги, поросшие лесом.
Долина реки а среднем течении местами расширяется до 12 км.
Самое высокое место правобережья (247 м) - Медведицкие яры у поселка
Рудня.
На Медведице два малые гидроэлектростанции: у Красного Яра и у
Михайловки.
От Прыдков до Даниловки и далее, вдоль правого берега, возвышаясь
над поймой
на 8-15 м, тянется песчаный массив, склоны которого заняты посадками
сосны.
В понижениях растут березы и осины.
Конечный пункт маршрута - город Михайловка - крупный промышленный
центр,
специализирующийся на производстве строительных материалов.
Маршрут можно продлить на 100 км до Серафимовича, стоящего у
впадения Медведицы
в Дон.
Это красивый город со множеством садов. Здесь находится
литературно-мемориальный
музей писателя А. С. Серафимовича, местного уроженца.
Отсюда на теплоходе можно доехать до Ростова-на-Дону, Калача и по
Волго-Донскому
каналу на Волгу и в Москву.
Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты
России.
Европейская часть".
|
|
Дельта Волги (150 - 200 км). |
Исходными пунктами плавания по волжской дельте до моря могут служить
станции
Аксарайская и Дельта (по восточной части дельты) и Астрахань (по
западной и
центральной частям дельты).
Западная часть дельты многоводнее и богаче растительностью, но и
плотнее заселена.
Пойменных лесов, которые украшают берега рек Волго - Ахтубинской
поймы от
Волгограда до Астрахани, здесь почти нет.
Прибрежные ивовые рощицы и шпалеры деревьев по мере продвижения вниз
от района
Астрахани уступают место луговым берегам, обрамленным зарослями
тростника.
Берега понижаются от высоты 2-3 м над водой до нескольких десятков
сантиметров
перед впадением в море.
На последних километрах перед морем течение увеличивается, протоки
дробятся
и через густые заросли ивняка и тростника уходят в плавни.
Здесь можно ориентироваться только по течению, стараясь при этом не
потерять
в плавнях протоку. От моря до надежной суши следует подняться
засветло.
Следует также учитывать, что при сильном ветре с моря вследствие
подъема воды
может произойти подтопление низких берегов.
Начиная от Аксарайской (от станции до воды менее 0,5 км), нужно
стараться как
можно скорее уйти в правые протоки, чтобы не оказаться у пустынных
берегов
Кигача (возможно, для этого от Аксарайской лучше подняться несколько
километров
вверх по Ахтубе).
Ориентирами в разных вариантах плавания от Аксарайской или Дельты
могут служить
Калинино (р. Бузан), Цветное (р. Сарбай), Зеленга (р. Тумак).
В частности, можно рекомендовать здесь маршрут через Дельту,
Пойменный и
Яблонку (или Тишково) до Зеленги с выходом на раскаты Каспийского
моря, чтобы
полюбоваться (в сентябре) лотосом. Длина этого маршрута 150 - 170
км.
При начале плавания из Астрахани ограничителем справа будет служить
судовой
ход Волги и Бахтемира, от которого нужно уходить влево.
Здесь ориентирами в разных вариантах плавания будут Полдневое,
Гандурино,
Кировский, Каралат, Тишково и Зеленга.
Во избежание недоразумений лучше избегать участков Астраханского
заповедника
(см. карту).
Можно порекомендовать маршрут от Астрахани через Волго-Каспийский и
Хмелевку
по р. Стар.
Иванчуг через левую протоку между Образцово-Травино и Гандурино
к морю, а затем обратно вверх по течению до Кировского (140 - 150
км).
Участок Волги от Астрахани до Волго-Каспийского (около 20 км) можно
проплыть
на "Метеоре".
Мумра, Гандурино, Кировский, Зеленга, Калинино и другие села в
низовьях связаны
с Астраханью скоростным или обычным речным сообщением.
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на
байдарке". |
|
Волга - Ахтуба (до 400 км).
Низовья Волги - это мечта каждого байдарочника.
|
В районе северной окраины Волгограда от Волги отделяется левая
протока - Ахтуба,
которая на протяжении почти 400 км течет параллельно Волге в 15 - 30
км от нее.
Связанные многочисленными протоками Волга и Ахтуба образуют
живописный водный
лабиринт - солнечное царство островов, пойменных лесов, лугов и
песчаных пляжей.
Несколько выше Астрахани Волга делится на несколько крупных рукавов,
которые,
в свою очередь, дробятся на более мелкие; ширина волжской дельты при
ее впадении
в Каспийское море превышает 150 км.
Низовья Волги - это всероссийские рыбный садок, огород и бахча.
Особенно хорошо здесь весной, до середины мая, и в конце лета -
начале осени,
когда еще не началась или уже спала жара и не надоедают
кровососущие,
а в центральной части страны нет надежного тепла и часто хмурится
небо.
В этом районе трудно, без ущерба для целого, рекомендовать
конкретные маршруты;
по-видимому, достаточно ограничиться некоторыми общими
рекомендациями,
а путешественники, в зависимости от вкусов и возможностей, могут
составить
маршрут путешествия самостоятельно.
Волгоград и Астрахань, связанные железнодорожным сообщением с
Москвой,
Петербургом, Поволжьем, Уралом, Средней Азией и Кавказом, являются
удобными
пунктами для начала или окончания путешествия.
Между ними на железной дороге недалеко от берега Ахтубы расположены
Ленинск,
Ахтубинск, Харабалинская, Ашулук, Хошеутовский, где также можно
начать или
закончить путешествие.
Впрочем, такими пунктами могут служить и волжские пристани, от
которых можно
доехать до любого дома на главной улице России, какой является
Волга.
В Волгограде от вокзала до берега Волги менее 1 км, но
переправляться через
Волгу к Ахтубе на байдарке здесь не стоит и лучше воспользоваться
речным трамваем
(например, в сторону Волжского).
В Волжском от вокзала до воды около 2 км; в других местах (Ленинск,
Харабали)
от железнодорожной станции к берегу Ахтубы можно подъехать
автобусом.
В плавании вниз по Волго - Ахтубинской пойме можно руководствоваться
одним из
двух общих вариантов. По первому из них нужно придерживаться Ахтубы
(ширина ее 100 - 120 м, на ней почти нет судоходства), избегая Волги
с ее
широкими плесами и интенсивным движением судов и выбирая, по
возможности,
левые протоки.
Во втором варианте, начиная на Ахтубе, пересекая наискось Волго -
Ахтубинскую
пойму вплоть до Волги, но по возможности избегая судового хода,
вернуться
таким же образом на Ахтубу, все время идя вниз по течению, к
желаемому пункту
окончания путешествия (см. карту).
В этом варианте, при известном штурманском искусстве, можно пройти
по узким,
живописным протокам в ненаселенных, глухих местах поймы.
Ориентировочные расстояния (в зависимости от схемы движения):
Волжский - Ахтубинск (190 - 220 км), Ахтубинск - Харабали (190 - 220
км),
Харабали - Аксарайская (140 - 160 км), Харабали - Астрахань (180-220
км).
Берега рек от Волгограда до Астрахани почти на всем протяжении (за
исключением
возвышенных участков) покрыты лиственными лесами (дуб, вяз, осокорь,
ива),
много пляжей, поиск удобного места для стоянки не представляет
трудностей,
у пристаней и переправ в сезон можно купить помидоры, арбузы и дыни.
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на
байдарке".
|
|
По рекам Ахтубе и Бузану
Протяженность - 235 км. Число ходовых дней - 12.
Сезонность - с 15 мая до 1 сентября. Категория сложности - 1
Маршрут проходит по Астраханской области. |
Ахтуба (длина 542 км) - левый рукав Волги, отделяющийся от нее в 603
км от устья
(в 21 км выше Волгограда) и впадающий в другой рукав Волги - Бузан.
Подъезд к началу маршрута - от станции Харабалинская железнодорожной
линии
Верхний Баскунчак - Астрахань или от Волгограда (теплоходом) до
пристани
Енотаевка, на правом берегу Волги (второй вариант позволяет сделать
остановку
в Волгограде).
В 500 м выше Енотаевки, в протоке на правом берегу Волги, удобное
место для
сборки байдарок. Кругом песок; берега, особенно правый (более
высокий),
покрыты низкорослыми деревьями и кустарником, течение слабое.
Отсюда путь по рукаву вдоль правого берега вниз по течению.
Около Сероглазовки нужно выйти в Волгу, пересечь ее и далее идти
вдоль левого
берега до Казачьей протоки, по которой (возле села Заволжское) войти
в Ахтубу.
Берег у Ахтубы временами приподнятый, глинистый, кое-где пески, а
вдоль берега
полоса ивняка. На глубоких местах по всей Ахтубе и протокам хорошая
рыбалка.
В районе поселка и станции Досанг к берегу подходят томатные поля, и
здесь
плохо с дровами.
Правый берег Ахтубы частично насыпной, за ним раскинулись бескрайние
поля и бахчи.
Часто встречаются водозаборные станции, подающие воду на попя.
В сезон, особенно у паромных переправ, можно купить арбузы, фрукты и
овощи.
Местами Ахтуба разливается и становится очень мелкой, при засухе,
возможно,
потребуется проводка судов.
Ниже река впадает в Бузан, по которому идет дальнейший путь.
По сравнению с Ахтубой Бузан более многоводен и быстр.
По берегам громадные пляжи и отмели. Отличное место для стоянки - на
стрелке
острова возле Ясын-Сокана (деревня в стороне).
Остров покрыт высоким лиственным леском. Хорошо ловится рыба.
Через остров проходит дорога к селу Петропавловка, так что всегда
можно
приобрести фрукты и овощи.
Ниже по Бузану еще несколько похожих островов, а затем начинается
степная зона.
Бузан распадается на многочисленные протоки, окаймленные кустами ивы
и ольхи.
Здесь уже нет полей и бахчей, овощи и фрукты можно приобрести только
в редких
русских деревнях.
В районе деревни Могой степь кончается и начинаются заросли камыша.
Берега низкие, болотистые. На приподнятых местах, в зарослях камыша,
стоят
отдельные деревья. Иногда встречаются широкие разливы с песчаными
пляжами.
От разлива узкие протоки с более быстрым течением ведут в плавни.
Заходить в них не рекомендуется, так как легко потерять
ориентировку.
К тому же много времени тратится на поиск сухого места для стоянки,
а южная,
очень темная, ночь наступает быстро.
Необходимо также учитывать, что при ветре с моря вода в протоках
поднимается
и может затопить отдельные участки.
На перекрестках крупных проток встречаются баржи-рыбницы, собирающие
уловы от
единоличных промысловых рыбаков. Их шкиперы могут дать нужную
консультацию.
Маршрут заканчивается в селе Зеленга, откуда на "ракете" или
теплоходе легко
доехать до Астрахани.
Путешествие по Ахтубе и Бузану представляет большой интерес для
любителей
рыбной ловли. Достать здесь червей трудно, их лучше привозить с
собой.
Находясь среди зарослей камыша, следует быть осторожным с огнем.
Обязательно иметь с собой средства против гнуса.
Если начать путешествие от станции Харабалинской, нужно доехать 2 км
до
села Харабали, находящегося на берегу одного из рукавов Ахтубы.
В этом случае можно идти вниз по Ахтубе, не выходя в Волгу.
Через 35 км на левом берегу встретится село Селитренное.
В 1242 году на этом месте хан Батый основал столицу Золотой Орды -
Сарай-Бату.
В 1395 году город был разрушен войсками Тимура.
В начале XVIII века на месте Сарай-Бату по указаниию Петра 1 был
построен завод
для переработки местных залежей селитры.
В конце XVIII века, когда запасы селитры иссякли, завод перестал
существовать,
но название села сохранилось.
Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные
маршруты России. Европейская часть". |
|
|
НОВОСТИ и ОБЪЯВЛЕНИЯ |
|
|