На речных перекатах На речных перекатах

О проекте

Литература

Полезные ссылки 

Гостевая книга

Пишите нам

Форум

 
 
  На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ сайта
 
 
 
 
 

Навигация по сайту
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
СТРАНИЧКА РЫБАКА
Отдых на Волге и Дону
Край наш Липецкий
ЛОДКИ - характеристики
И снова в ПОХОД !
Начинающему туристу
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ
АВТОТУРИЗМ
Школа выживания
Берегите природу !
Водные ресурсы России
Экология, правовые аспекты
Готовим на природе
на скорую руку
За рыбацким столом
Походныe рецепты
Охотничьи рецепты
ПИКНИК
Растительные продукты
Пряности, приправы
Копчение продуктов
в домашних и походных
условиях
Типы коптильни
Копчение рыбы
Копчение мяса
Дела лесные
Страничка грибника
Sex on a nature
Медицина
Медицинская помощь
Лесная аптека
Изба - читальня
Рыбацкие БАЙКИ
Анекдоты
 
Берегите природу !
СТАТИСТИКА на LiveInternet

 

 

- Выбор места переправы в брод через реку - (стр 5)


Оглавление страницы:
1. Выбор места переправы
2.
Осмотр местности
3.
Определение ширины реки
4.
Результаты измерений усредняют
 
Переправы вброд через водные преграды

Выбор места переправы
Перед переправой вброд через сложные участки реки следует осмотреть местность
с целью выбора пригодного места; определить скорость, ширину и глубину реки.

Осмотр местности
Переправляясь вброд, следует подыскивать участок реки с минимальной по всему
сечению скоростью течения, ровным дном с малым количеством крупных камней,
возможно меньшей глубиной русла реки, небольшой кривизной берегов, наличием
на противоположном берегу у воды крупных камней или деревьев для заброса и
закрепления перильной веревки.
Поскольку наибольшую опасность для туристов представляет сила потока,
то необходимо выбрать место, где она минимальная. Желательно, чтобы глубина
потока была наименьшей при наибольшем (за счет увеличения ширины реки) поперечном
его сечении.
Такие относительно мелкие и спокойные участки встречаются в местах, где река
разбивается на несколько рукавов, или имеет наибольшую ширину; течение спокойное,
без бурунов, что свидетельствует о сравнительно ровном характере дна;
при столкновении двух потоков (например, ниже по течению сразу за крупным
выступающим из воды камнем) скорость течения за счет их завихрения резко падает.
Наличие отдельных островков или отмелей позволит не только организовать
промежуточный отдых переправляющихся туристов, но и повысить эффективность
разведки дальнейшего пути через реку за счет получения во время отдыха тех
или иных рекомендаций от руководителя группы с учетом хода переправы через
первый рукав реки.
В среднем и нижнем течениях хорошие возможности для переправы вброд создают
зоны перекатов, а в лесистых долинах из-за увеличения глубины русла реки они
резко сокращаются.
Особое внимание руководитель группы должен обращать на выбор места для
организации страховки, наблюдения и руководства переправой.
Не рекомендуется выбирать участок реки с крутыми берегами.
Такие берега, возвышающиеся над водой более чем на 2 м, хотя и облегчают
страховку первого туриста при переправе (не требуется большого натяжения
страховочной веревки для того, чтобы она не касалась воды), но не позволяют
обеспечить натяжение перильной веревки горизонтально поверхности воды на уровне
груди переправляющегося туриста, а это - главное.
Нельзя проводить переправы на участках берега, заваленных вблизи воды крупными
камнями, так как в случае сноса первого туриста при переправе с шестом страхующий
должен иметь возможность быстро передвигаться вдоль этого берега.
Перелезая через большие камни, страхующий не может с должным вниманием наблюдать
за положением в воде сбитого потоком туриста.
Более того, при рывке веревки он сам может упасть на камни и упустить
страховочную веревку.
Не следует искать место для переправы и на участках изгиба русла реки.
Здесь измерение скорости потока, если оно произведено туристами на середине реки
не будет соответствовать истинной величине.
Это объясняется тем, что наиболее мощная часть потока при изгибе русла смещается
к дальнему от центра поворота берегу.
Быстрое течение размывает этот берег, делает его крутым и труднодоступным.
Поток углубляет русло вблизи крутого берега, скорость его при этом резко
увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.
Понятно, что сила воздействия потока на переправляющегося туриста также возрастает.
Если крутой берег еще и высокий, то, как говорилось выше, здесь невозможно
обеспечить нужное натяжение перильной веревки.
Желательно, чтобы исходный берег, имея хороший спуск к реке и площадку для
нормального по высоте над уровнем потока закрепления веревки, возвышался над
поверхностью реки на 1-1,5 м, что позволит уменьшить число случаев касания воды
страховочной веревкой.
Скорость течения определяют следующим образом - с отмеченной на берегу точки в
поток забрасывают легкий предмет - поплавок.
Одновременно засекают время по минутной и секундной стрелкам часов.
По истечении 2-3 мин отмечают место нахождения плывущего предмета и измеряют
расстояние, которое он проплыл.
Делением расстояния (в м) на время (в с) определяют скорость течения реки на
данном участке.
Имеется и несколько другой способ.
На исходном берегу вдоль течения реки устанавливают две вехи (два камня)
на расстоянии 60 или 80 м.
У дальней (нижней по течению) вехи становится наблюдатель.
В поток забрасывают предмет - поплавок и одновременно засекают время по секундной
стрелке часов.
В момент прохождения поплавка у нижней вехи наблюдатель подает команду голосом
или делает отмашку рукой. Это время сразу же засекают.
Делением расстояния между створами на время получают величину скорости течения.
Туристы должны повторить несколько раз эти измерения, бросая желательно как можно
более однотипные (одной конфигурации, массы и объема) предметы на разное
расстояние от берега.
Для получения более точных результатов желательно, чтобы забрасываемые предметы
не были слишком громоздкими и не имели большой парусности.
Итоги измерений не усреднять, брать только максимальное показание.
Очень полезно заметить и запомнить примерное удаление от берега места, где
поток имеет максимальную скорость.

Именно здесь при переправе первого туриста понадобится особое внимание как
страхуемого, так и страхующих.
В среднем течении реки при установившемся струйном (ламинарном) режиме скорость
движения потока по ширине русла неодинакова.
Так, она достигает наибольшей величины по оси потока и близка к нулю у берегов,
т.е. имеет колоколообразную форму (схема1).
В верховьях же за счет обилия крупных камней характер потока хаотический
(турбулентный). Здесь частицы жидкости оказываются как бы перемешанными между
собой и поэтому существенной разницы в величинах скоростей движения отдельных
участков потока не наблюдается.
 
Ширина потока, м - на схеме.
Зависимость распределения скорости течения по ширине реки от режима потока:
1 - ламинарный режим; 2 - турбулентный режим
Распределение скоростей течения в вертикальном сечении потока имеет почти аналогичный характер.
Изменение происходит лишь в верхней части потока в месте соприкосновения воды с атмосферой, которая как бы тормозит скорость течения верхних слоев воды (схема 2).
Однако при ветре, совпадающем с направлением течения реки, верхняя часть кривой может быть выгнута даже в сторону течения.
Скорость течения м/с.на схеме. Зависимость распределения скорости от глубины потока.
Средняя скорость потока по вертикали примерно равна значению скорости, измеренной по глубине 0,6 h.
В практике туристских путешествий достаточную точность обеспечивает определение скорости потока по величине скорости поверхностного слоя Vo, которая измеряется указанным выше способом. Зная Vo, можно вычислить и среднюю по вертикали скорость течения: для мелкого
русла (верховья реки) она будет равна 0,8V о,
Для большей глубины (среднее течение реки) - 0,9Vo.
 
Определение ширины реки
На берегу, в районе выбранного места переправы, подбирают ровный и горизонтальный
участок протяженностью вдоль реки до 50 м.
Один из туристов становится на верхнем (по течению) краю указанного участка в полоборота к реке вниз по течению и надевает на голову шапочку с козырьком (прикладывает ко лбу ладонь "козырьком", книжку, линейку и т. п.).
Затем, не меняя положения корпуса, разворачивает голову так, чтобы кромка
противоположного берега совместилась с нижним краем козырька.
Не меняя наклона головы и положения корпуса, плавно повернуть голову на 90°
(вниз по течению) и на исходном берегу заметить какой-либо предмет-ориентир,
также совместившийся с нижним краем козырька.
Измерить расстояние до предмета-ориентира, вычесть из этой величины расстояние
от точки, где стоял турист на исходном берегу, до воды.
Оставшееся значение и есть ширина реки в данном месте.
Для уточнения полученной величины измерение повторяют.
При этом турист должен встать на нижнем (по течению) краю горизонтального
участка вполоборота к реке вверх по течению.
 
 Результаты измерений усредняют
Определение глубины реки.
При выборе места переправы она определяется визуально, если вода прозрачная
и дно просматривается хотя бы на первых метрах намеченной трассы переправы.
Характер поверхности потока над видимой частью дна позволит иметь группе
приблизительное представление о глубине русла.
Если видимость отсутствует из-за непрозрачности замутненной воды, о глубине
русла можно судить лишь по состоянию поверхностного слоя потока.
Так, наличие бурунов, пенистых валов, отдельных, ярко выраженных струйных
течений, а тем более торчащих из воды камней свидетельствует о том, что глубина
потока относительно небольшая - до 1 м. В то же время при общем крупнокаменистом
характере дна реки на обследуемом участке гладкая поверхность быстро текущей воды
говорит о глубине, превышающей 1 м, где успех переправы вброд сомнителен.
Более точное представление о глубине русла реки дает только переправа вброд
первого участника.
Его движение позволит руководителю группы при необходимости скорректировать
трассу переправы так, чтобы движение остальных участников похода проходило через
поток меньшей глубины.
 
 

Страницы раздела: главная  1  2  3  4  5  6   

 
На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ сайта
 Понравилось? Поделитесь:
 


 
Берегите себя !
 

Переправа, переправа - берег левый, берег правый

С помощью троса

 

 

НОВОСТИ и ОБЪЯВЛЕНИЯ

 


 

О проекте

Литература

Полезные ссылки 

Гостевая книга

Пишите нам

Форум

Наша кнопка

Желаю всем удачи !

Проект: vitalij prokofev
 

О рыбалке и активном отдыхе на природе

 

Последнее обновление:

При использовании материалов с сайта активная ссылка на www.naperekate.narod.ru обязательна.
Сайт работает © 2007 года 
"На речных перекатах"

 
        раскрутка сайта, поисковая оптимизация       Яндекс.Метрика
  Лучшие рыболовные сайты